Как Центральная Азия вписывается в российскую «ядерную дипломатию»?

Как Центральная Азия вписывается в российскую «ядерную дипломатию»?
Казахстан через референдум, который вызвал много вопросов, всё же получил «зеленый свет» на строительство АЭС, и теперь внимание обращено на то, какая страна будет ее возводить.

В правительстве высказались в пользу международного консорциума компаний, добавив, что окончательное решение будет принято не раньше следующего года.

Если страна полностью проигнорирует российский «Росатом», это пойдет вразрез с глобальной тенденцией.
На фоне войны в Украине и возросшей дипломатической изоляции Москвы проекты в области ядерной энергетики в зарубежных странах стали еще более важной частью усилий России по сохранению влияния на международной арене.

В статье о российской «дипломатии в области ядерной энергетики», опубликованной в прошлом году, ученые из Норвежского института международных отношений утверждали, что ядерная энергетика может стать «козырем России в мире декарбонизации», который «упускают из виду».

Ставки высоки, и Кремль, несомненно, ожидает, что его партнеры в Центральной Азии, испытывающие дефицит энергии, пойдут на сотрудничество. Узбекистан уже подписался на небольшую атомную электростанцию, строить которую будет «Росатом». В Кыргызстане обдумывают развертывание АЭС еще меньшей мощности.

Но в какую цену, не только в денежном эквиваленте, может обойтись рост влияния «Росатома» в регионе?
«Центральная Азия занимает особое место в российской дипломатии в области ядерной энергетики из-за постсоветского наследия, а это означает, что операции «Росатома» в регионе проще и глаже, чем где-либо еще — нет языкового барьера, есть институциональные и личные контакты, восходящие к советским временам», — говорит Азаттыку соавтор статьи Кацпер Шулецки.

В этом смысле, считает он, «атомная энергетика может стать элементом поддержания [Россией] заметного экономического и символического присутствия в регионе».

В то же время проекты в области атомной энергетики могут создать «жесткую зависимость» для принимающих стран, если ее доля в общем производстве электроэнергии станет значительной. При этом создаются риски безопасности, которые являются уникальными для ядерной энергетики, утверждал Шулецкий.

«У некоторых рисков, которые мы рассмотрели [в статье], таких как саботаж, низкая вероятность возникновения, но потенциально очень разрушительные последствия», — сказал он.

«РОСАТОМ» ШАГАЕТ ПО ПЛАНЕТЕ
Согласно отчету о состоянии мировой ядерной промышленности (WNISR) за 2024 год, «Росатом» является основным строителем и экспортером реакторов. «Он поставляет 26 из 59 строящихся по всему миру энергоблоков по состоянию на середину 2024 года», — говорится в докладе.
По крайней мере 20 из этих энергоблоков строятся за пределами России, среди клиентов — Бангладеш, Китай, Египет, Индия и Турция.
 

Комментарии (0)

Оставить комментарий