Под грифом «секретно». Почему уголовные дела в Таджикистане закрывают от общественности?

Под грифом «секретно». Почему уголовные дела в Таджикистане закрывают от общественности?
В правоприменительной практике Таджикистана в отношении резонансных дел нередко применяется гриф секретности. Судебные процессы по таким делам проходят за закрытыми дверями, что вызывает вопросы о прозрачности и открытости правосудия в стране.

«Азия-Плюс» решила разобраться, в каких случаях дело может быть закрыто, почему этот статус часто и всегда ли обоснованно применяется в Таджикистане.

Недавно Генеральная прокуратура Таджикистана наложила гриф «секретно» на дело бывшего председателя Демократической партии и члена парламента Саидджафара Усмонзода.

Позже, 9 августа, на пресс-конференции генеральный прокурор РТ Юсуф Рахмон подтвердил возбуждение уголовного дела в отношении экс-главы МИД РТ Хамрохона Зарифи, политика Акбаршо Искандарова, журналиста Ахмадшоха Комилзода и зампредседателя Социал-демократической партии Таджикистана Шокирджона Хакимова. Он отметил, что эти лица «находились в тесном контакте» с Саидджафаром Усмонзода, который был арестован в июне по обвинению в попытке насильственного захвата власти.

По словам Рахмона, уголовное дело в отношении всех этих лиц находится на стадии расследования. Более подробную информацию Генпрокурор раскрыть отказался, сославшись на секретность дела.

Другим недавним примером «засекреченности» является дело об убийстве заместителя главы «Ориенбанка» Шухрата Исматуллоева в июне 2023 года. Судебный процесс по этому громкому делу проходил за закрытыми дверями и завершился в июне текущего года.

В феврале этого года председатель Верховного суда (ВС) Таджикистана Шермухаммад Шохиён сообщил журналистам, что дело об убийстве Исматуллоева не содержит государственной или иной тайны. Тем не менее спустя почти месяц после передачи в суд этого дела, ВС не обнародовал информацию о начале судебного процесса. По данным «Азии-Плюс», делу все-таки был присвоен гриф «секретно», поэтому информация о председательствующем судье и дате начала процесса не разглашалась.

Согласно законодательству, срок начала рассмотрения уголовного дела в судебном заседании после передачи в суд составляет от 14 до 30 дней.

Однако Генеральная прокуратура, ссылаясь на передачу уголовного дела в суд и часть 4 статьи 250 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РТ (после направления дела в суд все ходатайства и жалобы по делу направляются непосредственно в суд), воздержалась от предоставления подробностей дела.

В итоге по данному делу 5 человек были приговорены к пожизненному заключению, остальные подсудимые получили тюремные сроки от одного года до 27 лет. Всего на скамье подсудимых находились 14 человек, в том числе бывший офицер силовых структур Дилшод Саидмуродов, которого следствие назвало главой преступной группы.

Также стоит отметить, что уголовные дела против журналистов в Таджикистане также проходят за закрытыми дверями и под грифом «секретно», хотя законодательно это не всегда обосновано.
 

Что говорит законодательство?

Согласно статье 19 УПК Таджикистана, судебные процессы должны быть открытыми. Однако статья 273 этого Кодекса описывает случаи, когда судебные заседания могут быть закрытыми.

Первый и наиболее очевидный случай – дела, которые могут привести к разглашению охраняемой законом государственной и иной тайны. Это могут быть дела, связанные с государственной безопасностью, шпионажем, терроризмом или другими преступлениями, угрожающими национальной безопасности.

Закрытые судебные разбирательства также допускаются по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста. Это делается для защиты несовершеннолетних от излишнего стресса и для сохранения конфиденциальности их личной жизни.

В случаях преступлений против свободы, половой неприкосновенности и других преступлений, где могут быть разглашены сведения об интимных сторонах жизни участников процесса, суд может принять решение о закрытом заседании. Это также связано с защитой достоинства пострадавших и свидетелей.

Когда интересы безопасности участников процесса, свидетелей, членов их семей или близких родственников требуют этого, суд также может провести закрытое заседание – для предотвращения возможных угроз или насилия в их адрес.

В целях охраны тайны переписки и телеграфных сообщений такие материалы могут быть оглашены только с согласия лиц, между которыми они происходили. В противном случае они исследуются в закрытом заседании. Это правило также распространяется на личные звуко- и видеозаписи.
 

Особенности закрытых судебных процессов

При закрытых судебных разбирательствах все правила судопроизводства остаются в силе. Решение о проведении закрытого заседания может быть вынесено в отношении всего разбирательства либо отдельных его частей.

Присутствующие на открытом судебном заседании вправе вести письменную и магнитофонную запись, однако фотосъемка, киносъемка и видеозапись допускаются только с разрешения председательствующего по делу и с согласия сторон. Лица моложе 16 лет, если они не являются обвиняемыми, потерпевшими или свидетелями по делу, не допускаются в зал судебного заседания.

Приговор суда всегда провозглашается публично, но в случаях закрытых разбирательств по мотивированному определению суда может оглашаться только вводная и резолютивная часть приговора.

«В каждом конкретном деле должно быть мотивированное определение суда о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании. Однако, к сожалению, бывают случаи нарушения закона, когда такие определения не обжалуются. Это может привести к нежелательным преувеличениям со стороны суда, рассматривающего дело», - отметил в беседе с «Азией-Плюс» бывший судья Верховного суда Таджикистана Ватан Абдурахманов.

Он также добавил, что подсудимый имеет право на обжалование таких решений. В каждом случае должно выноситься определение с указанием мотивов. Законодательство достаточно ясно регулирует эти нормы.

По словам Абдурахманова, если представитель органов отказывается предоставлять обоснование, это может свидетельствовать о нарушении и превышении полномочий.

«Практику в этом направлении я не изучал, однако считаю, что процесс должен быть открытым, так как это способствует росту доверия населения к судебной системе», - заключил юрист.
 

Почему же так много секретных дел?

Между тем другой юрист, пожелавший остаться неназванным, в беседе с «Азией-Плюс» отметил, что рассмотрение судебных дел в закрытом режиме предусмотрено законодательством страны. Однако в последнее время наблюдается злоупотребление этой нормой закона, что постепенно становится традицией.

По словам эксперта, часто под предлогом государственной тайны и безопасности дела, не требующие столь высокого уровня секретности, уводят на закрытые заседания. Это может негативно сказаться на общественном восприятии.

«К сожалению, несмотря на четкие регламентации в законодательстве, иногда злоупотребляют правом на закрытое разбирательство. Это приводит к снижению доверия общественности к правосудию и ставит под сомнение равенство перед законом», - отметил он.

Одной из причин, по которой власти могут ограничить доступ к делу, эксперт называет возможность наличия в нем информации, свидетельствующей о коррупции в структурах власти или о причастности высокопоставленных лиц к тем или иным нарушениям.

«Если все следственные и дознавательные мероприятия проводятся в соответствии с установленными законодательством нормами, необходимость в закрытых заседаниях должна быть минимальной, за исключением случаев, предусмотренных законом», — подчеркнул собеседник.

В последний раз власти Таджикистана озвучивали статистику по уголовным делам под грифом «секретно» в 2018 году. Генеральный прокурор Таджикистана Юсуф Рахмон на пресс-конференции по итогам 2017 года сообщил, что 10 уголовным делам был присвоен гриф секретности. После этого такая информация больше не озвучивалась.

Другие юристы, также пожелавшие остаться анонимными, отметили, что иногда сами обвиняемые или потерпевшие хотят, чтобы процесс проходил за закрытыми дверями, и имеют на это право. По их словам, в таких случаях процесс проходит в закрытом режиме без участия родных и представителей СМИ.

В некоторых случаях судьи опасаются, что на поверхность могут всплыть ошибки и недостатки, допущенные в ходе следствия. Поэтому они перестраховываются и проводят заседания за закрытыми дверями, хотя официально на этих делах нет грифа секретности, говорят юристы.

Также имеются случаи, когда к подсудимым применяются пытки, что становится одной из причин, по которой дела проходят в закрытом режиме. Власти стремятся скрыть факты жестокого обращения и нарушений прав человека, опасаясь негативной реакции общественности и международных организаций.

Таким образом, закрытые судебные заседания нередко используются как способ скрыть недочеты и злоупотребления в правоохранительной системе и органах власти, что подрывает доверие к судебной системе в целом и препятствует достижению справедливости, полагают эксперты в Таджикистане.

Комментарии (0)

Оставить комментарий