Давлатзода: Комитет религии рассматривает предложения по изучению основ ислама
В Таджикистане дети и подростки могут получить базовое исламское образование только дома у своих родителей. Об этом заявил Сулаймон Давлатзода, глава Комитета религии, упорядочения традиций, торжеств и обрядов Таджикистана. Последнее медресе в Таджикистане было закрыто четыре года назад. По словам специалистов и аналитиков, сегодня не все родители могут похвастаться знанием основ ислама, чтобы обучить своих детей. Из-за этого в стране возникают новые подпольные медресе.
С 2009 года власти Таджикистана стали постепенно закрывать медресе и в 2016 году свою деятельность прекратили последние религиозные школы в стране. Власти мотивировали закрытие религиозных учебных заведений необходимостью предотвратить вступление молодых людей в ряды экстремистских группировок. До кампании по закрытию медресе в стране было официально зарегистрировано 19 подобных учреждений. Базовое исламское образование сейчас можно получить только в Исламском университете Таджикистана.
Сулаймон Давлатзода, глава Госкомитета религии, упорядочения традиций, торжеств и обрядов 5 февраля на пресс-конференции в Душанбе заявил, что в настоящее время возглавляемое им ведомство изучает поступившие предложения о первичном исламском образовании в стране.
В Таджикистане последние годы десятки мулл нелегальных медресе были задержаны и оштрафованы за организацию незаконного религиозного обучения.
«Некоторые муллы злоупотребляли религиозным обучением. Если мы будем сидеть сложа руки, религиозным образованием будут злоупотреблять определенные группы. Это бесспорно. К нам поступило несколько предложений, касающихся базового религиозного обучения, мы сейчас думаем над тем, какое из них предоставить населению», - подчеркнул Давлатзода. В настоящее время родители могут сами дать детям базовое религиозное образование, никто их за это наказывать не будет", добавил глава Комитета религии.
После закрытия медресе многие дети и подростки начали получать начальное исламское образование в домах местных священнослужителей. Хушвакт Собиров, учитель языка и литературы одной из столичных общеобразовательных школ говорит, что занятия, как правило, проходили в тесных и мрачных комнатах.
Однако житель Хатлонской области Шарифхон Рахматов считает, что условия для занятий не так важны. «Самое главное, дети изучали основы ислама и не становились радикалами… Один из моих детей из-за незнаний основ религии три года назад примкнул к террористам в Сирии. Он работал в России, намаз не совершал, о религии ничего не знал. В январе уехал в России, а в марте звонил из Сирии и начал нас упрекать в том, что мы не является истинными мусульманами», - рассказывает он. Шарифхон Рахматов попросил двух имам-хатибов обучать его 11-летнего и 14-летнего детей основам ханафитского мазхаба, однако те ему отказали.
Аналитик Фаридун Ходизода считает, что запрет в обучении базовых основ ислама заставляет людей отдать детей в подпольные медресе. Так было, по его словам, и в советское время. Ходизода согласен с мнением, что некоторые муллы стали злоупотреблять религиозным обучением, однако «введенный властями запрет – не в пользу общества».
Международные организации и западные страны неоднократно критиковали Таджикистан за ограничение религиозных свобод. Таджикистан находится в составленном США списке стран, в которых власти нарушают права граждан на вероисповедание. Об этом было сказано в ежегодном докладе о религиозной свободе в мире, опубликованном на сайте Госдепартамента США о свободе вероисповедания весной прошлого года.
В Таджикистане более 90 процентов населения – мусульмане. Таджикские чиновники предлагают добавить в анкету для переписи населения вопрос о вероисповедании. Цель властей - уточнить, сколько в Таджикистане последователей ислама, христианства и других религий, а также атеистов. Такой вопрос в анкете во время переписи населения в Таджикистане будет задаваться впервые в 2020 году.
Комментарии (0)