Главный политический проект Токаева стартовал
Итак, главный и, пожалуй, самый обсуждаемый политический проект президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА – Национальный совет общественного доверия – успешно стартовал. 6 сентября состоялось его первое заседание. Наиболее интересные тезисы и предложения членов Нацсовета уже, что называется, разошлись на цитаты.
Однако куда важнее метасообщения и подтексты прошедшего заседания: это и принципиальное обновление формата публичных мероприятий с участием главы государства – без пиетета, без напускной торжественности. И новая роль власти в гражданском диалоге как модератора процесса, а не последней инстанции.
Бурное обсуждение, действительно, вызвало выступление известного экономиста, члена рабочей группы по экономике Рахима ОШАКБАЕВА. Во-первых, он указал на удручающие показатели Единого накопительного пенсионного фонда, за время существования которого (2013-2018 гг.) накопленная инвестиционная доходность составила 56,1%, а накопленная инфляция – 56,5%. При всей неэффективности административные расходы АО «ЕНПФ» составляют 20 млрд тенге ежегодно. «Мне очень тяжело представить, на что можно потратить 20 млрд тенге адмрасходов», - отметил экономист.
Еще один тезис из выступления Р. Ошакбаева о том, что «за последние десять лет государство оказало банкам прямой и косвенной поддержки более 20 млрд долларов США», особенно ярко прозвучал на фоне распространенной недавно в СМИ информации о баснословных бонусах членов правления казахстанских банков второго уровня за 2018 год. «Если смотреть строго на госрасходы, то можно прийти к выводу, что банки – это самая субсидируемая отрасль экономики», - констатировал экономист.
Пожалуй, самыми ожидаемыми были предложения рабочей группы по политической модернизации. Однако выступление известного политолога Айдоса САРЫМА было достаточно сдержанным и лапидарным – как и в послании президента реформы, направленные на политическую модернизацию, были обозначены, скорее, пунктиром. В то же время пятерка законов, требующих, по мнению казахстанской общественности, изменений в первую очередь, в выступлении А. Сарыма прозвучала – это законы «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан», «О политических партиях», «О средствах массовой информации», «О выборах в Республике Казахстан», «О Парламенте и статусе его депутатов».
Главные спорные вопросы и болевые точки казахстанской политсистемы в предложениях рабочей группы по политической модернизации также были зафиксированы. Это и введение уведомительного характера проведения митингов (поправки в Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан»); и снижения цензов для создания политической партии и ее государственной регистрации (Закон «О политических партиях»); и декриминализация клеветы (Закон «О средствах массовой информации»); и возврат к смешанной системе выборов в парламент и маслихаты, снижения порога прохождения в Мажилис для политических партий, а также переход к прямым выборам акимов сельских округов и районов (Закон «О выборах в Республике Казахстан»). Наконец, было предложено скорректировать Закон «О Парламенте и статусе его депутатов» в сторону большей независимости законодательного органа от исполнительной власти, соблюдения прав парламентской оппозиции и транспарентности деятельности парламента.
Вероятно, казахстанское общество ожидало от рабочей группы по политической модернизации большей духовитости и решительности. Однако, по-видимому, именно в сфере политических реформ лежат наиболее глубокие противоречия между ожиданиями общества и интересами политического истеблишмента – достаточно, вспомнить, какая жесткая отповедь в адрес мажоритарной избирательной системы прозвучала на заседании политбюро партии NurOtan. Видимо, члены Нацсовета намерены не форсировать события в этой сфере.
В целом можно выделить три акцента прошедшего заседания Нацсовета.
Во-первых, обращает на себя внимание обновляемый формат публичных мероприятий с участием главы государства в Казахстане. Безусловно, заседание прошло на должном, приличествующем статусу его участников уровне, однако без утомительной и архаичной торжественности. Очевиден рабочий настрой как самого президента, так и членов Нацсовета, которые обращались к главе государства с уважением, но без придыхания и пиетета. Власть в таком формате выглядит приземленнее и доступнее, способной слушать и слышать критику.
Во-вторых, программные установки озвучил, прежде всего, сам президент. Токаев в очередной раз обозначил свою приверженность постепенным и обдуманным, а не скачкообразным реформам. «Политические реформы мы будем осуществлять без забегания вперёд, продуманно и постепенно, но и не отставая… Реформы будут проводиться не ради реформ… Нужны новые решения старых проблем», - подчеркнул Токаев. Эти тезисы перекликаются и с прозвучавшей в его Послании мыслью о том, что «бессистемная взрывная политическая либерализация приводит к дестабилизация внутриполитической ситуации и даже к потере государственности», и с месседжами Елбасы о том, что казахстанское общество пока не готово к западным образцам демократии, которые он сделал на расширенном заседании политсовета Nur Otan.
Таким образом, Токаев еще раз продемонстрировал приверженность консервативному реформаторству.
Наконец, выступления членов Нацсовета показали, что наиболее принципиальные и ожесточенные дискуссии в рамках этого органа будут вестись, скорее всего, не в плоскости «власть – гражданское общество», а между самим представителями гражданского общества. Так заметно диссонировали выступления членов рабочей группы по экономике – экономиста Рахима Ошакбаева как сугубо прагматичное и строго подкрепленное цифрами и общественника Мухтара ТАЙЖАНА как крайне консервативное и идеально ретранслирующее фобии – гражданский активист предложил запретить не только продажу земли, но и сдачу ее в аренду иностранцам.
Очевидно, что составу Нацсовета предстоит долгий процесс согласований позиций и поиска консенсуса по многим принципиальным вопросам в рамках рабочих групп. В случае, если в рамках Совета удастся выработать единую консенсусную гражданскую платформу, а власть выступит модератором этого процесса – это будет еще один отложенный долгосрочный эффект от главной политической инициативы К-Ж. Токаева.
https://ia-centr.ru/experts/zhanar-tulindinova/glavnyy-politicheskiy-proekt-tokaeva-startoval/
Комментарии (0)