Худжатулло Фагони: «Третья сторона» пытается посеять раздор между Ираном и Таджикистаном

Худжатулло Фагони: «Третья сторона» пытается посеять раздор между Ираном и Таджикистаном
Посол Ирана в Таджикистане Худжатулло Фагони сообщил о завершении своей миссии. Худжатулло Фагони возглавлял дипмиссию Ирана в РТ с 2014 года. Смена иранского посла происходит в то время, когда отношения между Таджикистаном и Ираном переживают не лучшие времена. Ранее Душанбе обвинял Иран в финансировании запрещенной в Таджикистане Партии исламского возрождения и в причастности к убийству видных политических, общественных и научных деятелей Таджикистана, совершенных в 90-х годах. Тегеран опровергал эти обвинения.

Кто пытается рассорить две родственные народы?

В прошлом месяце новый глава Центра стратегических исследований при президенте РТ Диловар Кодирзода заявил, что новые послы двух стран будут назначены в этом году, и эти две страны улучшат их отношения.

Тогда же официальный представитель МИД Ирана Бахрам Касеми заявил, что Тегеран выстраивает отношения с Душанбе на основе общих древних связей, как с родственным народом. "Отношения между Ираном и Таджикистаном имеют глубокие корни, основанные на общих и древних связях, и эти незабываемые и длительные связи из далекого прошлого нельзя игнорировать", отметил иранский дипломат. Это заявление стало ответом на высказывание главы МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин о том, что «проблемы между Таджикистаном и Ираном существуют только по политическим вопросам». «Но, эту проблему нельзя назвать большой. В социальных и экономических аспектах у нас нет вопросов», - подчеркнул глава внешнеполитического ведомства Таджикистана.

«Никто не может отрицать историческую и культурную взаимосвязь между нашими странами» заявил министр и добавил, что отношения Душанбе и Тегерана испортились в сентябре 2015 года, после попытки государственного переворота, предпринятого бывшим заместителем министра обороны Абдухалимом Назарзода. «Мы обсуждаем этот вопрос с Ираном, но до сих пор эта проблема ни нашла свое решение», признался Сироджиддин Мухриддин.

Однако у Худжатулло Фагони другое мнение. Как сообщает сайт посольства Ирана в Таджикистана, г-н Фагони 7 марта на прощальной встрече с премьер-министром Таджикистана Кохиром Расулзода заявил, что отношения между Душанбе и Тегераном испортились по вине «третьей стороны», которая хочет рассорить оба народа. Он не назвал конкретную страну, но эксперты считают, что иранский дипломат имел ввиду Саудовскую Аравию – главного противного Ирана в регионе. Саудовская Аравия не раз заявила, что намерена инвестировать в приоритетные отрасли экономики Таджикистана.

От любви до ненависти – один шаг?

Таджикско-иранские отношения переживают период охлаждения. Недоверие между странами появилось после того, как в декабре 2015 года Тегеран пригласил на международную конференцию лидера запрещенной в Таджикистане Партии исламского возрождения (ПИВТ) Мухиддина Кабири, который встретился в иранской столице с духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи. Сразу после этого последовали ограничения импорта из Ирана продовольственных товаров, в частности мясопродуктов и чая. Душанбе объяснил такое решение низким качеством этих товаров.

Позже Таджикистан прекратил выдачу гражданам Ирана виз по упрощенной системе — непосредственно на границе, в душанбинском аэропорту. В республике была прекращена деятельность Комитета помощи Имама Хомейни «Имдод» – известной иранской благотворительной организации, закрыты торговое и культурное представительства посольства Ирана в Худжанде.

В ответ Иран обвинил Национальный банк Таджикистана в содействии отмыванию денег иранским бизнесменом Бабаком Занджани.
Ответным ходом Таджикистана стало закрытие совместного предприятия по производству тракторов "ТаджИран", 51% акций которого принадлежат Ирану. Кстати, у Бабака Занджани, приговоренного в Иране к смертной казни, были крупные бизнес-вложения в таджикскую экономику – он в Душанбе открыл автобусный парк, банк, а также другие компании. Занджани однажды запечатлели рядом с президентом Эмомали Рахмоном на фотографии с церемонии открытия нового терминала Asian Express Terminal в 2013 году, но таджикская сторона отвергает причастность иранца к любым внутренним проектам и, тем более, возможность использования финансовых институтов страны в качестве вывода средств.

В то же время, Иран в годы президентства Махмуд Ахмадинежада являлся одним из важных экономических партнеров и инвесторов Таджикистана. При финансировании Ирана в стране реализованы несколько крупных проектов, среди которых — строительство тоннеля «Истиклол» под Анзобским перевалом и Сангтудинской ГЭС-2. По официальным данным, товарооборот между между Таджикистаном и Ираном за последние годы существенно сократился.

В ближайшие дни дипломатическую миссию Ирана в Душанбе возглавит Саидмухсин Набави. По неподтвержденным данным, есть вероятность смены всего состава дипломатического представительства Тегерана в Душанбе.
Новый посол Ирана в Таджикистана Саидмухсин Набави является опытным дипломатом – в разные года он руководил дипмиссиями страны в Индонезии, Сингапуре и Австрии.
https://rus.ozodi.org/a/29811095.html


Комментарии (0)

Оставить комментарий