Ситуация в Центральной Азии и вероятность большой войны в регионе

Ситуация в Центральной Азии и вероятность большой войны в регионе
Геополитическую ситуацию в странах Центральной Азии, а также усложнение военной обстановки в Афганистане обсудили с казахстанским политологом Замиром Каражановым:
— В своем первом послании народу Токаев говорил о возможности проведения мирных акций в Казахстане, если они не нарушают закон. Как можно оценивать эти слова Токаева: зеленый свет конструктивной оппозиции или…?

— В лучшем случае осторожный шаг, направленный на либерализацию политического режима. Все-таки следует признать, что свобода митингов, это нормальная политическая практика для стран ОЭСР, в числе которых желает оказаться Казахстан. Говорить о зелёном свете для конструктивной оппозиции рано. Для этого следует пересматривать законодательство о партиях, о выборах, о СМИ. Например, в Казахстане трудно зарегистрировать политическую партию. Конечно, если речь не идёт об очередном суперпроекте властей. Однако, предложения пересмотреть законодательство, касающееся политической сферы в послании президента РК не звучало. Поэтому не приходится говорить о конструктивной оппозиции. И потом, мировой опыт говорит о том, что авторитарные системы сами по себе плохо реформируются. Как правило, в них обостряются кризисные тенденции, что в конце концов приводит к их банкротству. Но говорить о каком-либо серьёзном шаге не приходиться. Тем более, что конструктивная оппозиция, по версии официальных властей уже существует в Казахстане, в лице двух партии в Мажилисе — «Ак-Жол» и КНПК. Если говорить о худшем случае, сохраниться статус-кво. Иными словами, смениться только публичная риторика, а всё остальное останется, как и прежде.
Замир Каражанов
— Дарига Назарбаева переизбрана спикером Сената парламента Казахстана. Вообще, как женщину политика, какой потенциал у Назарбаевой? Чем отличается отношение общественности к ней от отношения к её отцу? Учитывая факт, что по статистике около 70% населения Казахстана состоит из женщин, какой у нее рейтинг в стране?
— Хотя Казахстан считается восточным обществом, что предполагает патриархальные традиции, на самом деле это не так. В стране достаточно большая доля женщин занимают руководящие посты в бизнесе и госаппарате. Да и сам факт того, что Дарига Назарбаева стала спикером Сената, также говорит о том, что в обществе и внутри элиты лояльно воспринимают женщин в политике. Кстати, на это указывают и прошедшие в июне президентские выборы, на которых дебютировала представитель партии «Ак-Жол» Дания Еспаева, занявшая третье место. Кстати, её участие в электоральной кампании эксперты расценили как генеральную репетицию возможного избрания на пост президента Дариги Назарбаевой. Кроме того, нельзя забывать о том, что в своё время Дарига Назарбаева возглавляла партию «Асар», которая позже влилась в «Нур Отан» (в тот момент «Отан», — ред.). Поэтому в казахстанской политике она не новый человек. Тем более что в разное время занимала руководящие посты в правительстве и СМИ.
Чтобы говорить о том, как общественность воспринимает Даригу Назарбаеву и её отца, надо иметь на руках данные соцопросов. Но их нет. Пока же факт остаётся фактом, Дарига Назарбаева рассматривается как представитель влиятельной в Казахстане семьи. Что касается экспертного сообщества, то в её персоне видят возможного претендента на пост президента страны. Её также рассматривают в качестве «страхового полиса». Спикер Сената занимает пост президента в случае его досрочной отставки. Именно так произошло с нынешним главой государства Касым-Жомартом Токаевым.
Что касается рейтингов, фигурантами которых становятся высокопоставленные казахстанские чиновники, то не стоит придавать им большего значения, чем есть. Они отражают не столько степень доверия общества, сколько расклад внутри элиты. Поэтому, говорить о личном рейтинге Дариги Назарбаевой, трудно. Но всё-таки надо признать, что она узнаваемый в Казахстане человек и это обстоятельство в определённой степени влияет на доверие к ней.
— На кыргызско-таджикской границе в Баткенской области произошла перестрелка. Судя по выводам большинства экспертов, там назревает серьезный конфликт, который может взорвать ситуацию в регионе. Что там происходит на самом деле?
— Не стоит делать поспешных выводов о большом конфликте в регионе. Во-первых, приграничные перестрелки становится регулярным явлением в Центральной Азии. Это продиктовано тем, что не все страны подписали соглашение о делимитации границ. Такое положение ухудшает региональную безопасность, повышает вероятность эскалации конфликтов. Но надо отдать должное властям стран региона. Более-менее высокий уровень доверия между государствами, позволяет снижать вероятность локального приграничного конфликта. Во-вторых, в Центральной Азии есть и другие взрывоопасные проблемы. Чаще всего называют нерешенность водно-энергетической проблемы. Но даже в этом случае, вопросы решаются за столом переговоров.
— В Афганистане тоже усложняется конфликтная ситуация. Утром 30 августа уезд Чах-Аб афганской провинции Тахар, который граничит с Таджикистаном, был захвачен группировкой «Талибан». По-вашему, что ждет Центральную Азию в случае полного перехода этой страны под контроль радикалов?
— В 90-ых годах движение «Талибан» уже приходило к власти в Афганистане. Несмотря на всё опасения (а они в тот момент звучали не менее драматично, чем сегодня), данное обстоятельство не дестабилизировало обстановку в Центральной Азии. Кроме того, с руководством «Талибана» можно найти общий язык. По крайней мере известно, что в данный момент власти США проводят серию переговоров с руководством «Талибан», на предмет вывода военного контингента США из Афганистана. Также можно вспомнить, что переговоры «Талибан» вел и с российскими властями. Больше опасения вызывает не «Талибан», а хаос в Афганистане. При всей радикальности «Талибана», не стоит забывать, что в Афганистане есть более радикальные, но менее влиятельные, группировки. Иногда из двух зол, приходиться выбирать меньшее.
— Последнее время многие говорят о китайской экспансии в ЦА. Как известно, регион находится в зоне интересов всех крупных геополитических игроков – России, Китая, США, даже ЕС. В ближайшее время чьи интересы там могут столкнуться? Как Кремль и США отреагируют на усиление влияния Китая в регионе?
— Расширение влияния КНР в Центральной Азии неизбежный процесс, который определяется экономическими возможностями страны и уже наблюдается на протяжении последних двух десятков лет. Сегодня Китай представлен в разных отраслях экономики Казахстана, в том числе в энергетическом секторе. И скорее всего в обозримом будущем влияние КНР будет расти. Об этом говорит внешнеполитический курс Китая «Один пояс, Один путь», направленный на активизацию сотрудничества с евразийскими странами.
Если говорить о реакции России и США на усиление Китая, то она неоднозначная. К примеру, Россия, не видит особых угроз. Такая позиция связана со схожестью позиций между странами по разным вопросам геополитики и безопасности. Для США и Евросоюза, большое значение имеет, чтобы в Центральной Азии, которая является поставщиком энергетических и природных ресурсов, не было какой-либо геополитической «монополии». Поэтому в усилении Китая не видят большой опасности, главное, чтобы этот рост не повлёк появление здесь очередного «старшего брата».
Когда мы говорим, чьи интересы могут столкнутся, важно понять, что это за интересы. Пока можно говорить об интересах, связанных с энергетическим сектором и вопросами безопасности. И здесь конечно есть группа стран, чьи интересы пересекаются. Это Китай, США, Евросоюз и Россия. Кстати, такое положение заметно по вопросу строительства трубопроводных систем, в том числе в Каспийском море.
— Что можно сказать о ЕАЭС спустя столько лет? Его словно и не существует, или какой-то мертвый организм. Если так продолжится, на фоне очевидного экономического спада в России, ЕАЭС сможет исчезнуть навсегда?
— Да, действительно, темпы экономического роста в странах ЕАЭС не такие высокие, как того хотелось бы. Но скажем честно, на постсоветском пространстве сегодня мало стран, которые показывали бы уверенную динамику роста своего ВВП. Поэтому невозможно говорить о том, что вялый рост поразил только ЕАЭС. В целом ЕАЭС создавался как экономическая структура. Главная его цель — общий рынок по аналогии с Европейским союзом. Но дело в том, что экономика европейских стран сильно отличается от наших. К примеру, доля МСБ в Европе высокая, а в странах ЕАЭС маленькая. А ведь он больше других заинтересован в общем рынке. Он работает с покупателями и ориентируется на их спрос. Требуются реформы. О них говорят много, но не предпринимают конкретных шагов. Естественно, подобные факты не развивают, а ограничивают развитие ЕАЭС, как общего рынка. К тому же продекларированные четыре свободы, — свобода перемещения капитала, труда, услуг и товаров, — также не в полном объёме соблюдаются.
Кстати говоря, ЕАЭС не обязательно может исчезнуть. Он может оставаться организацией с низким КПД. Такие «летучие голландцы» есть на постсоветском пространстве. Про них иногда даже вспоминают. Кроме того, идёт процесс сопряжения ЕАЭС и китайской инициативой «Один пояс, Один путь», происходит унификация двух схожих по характеру структур. Это тоже один из сценариев развития, где на основе двух структур может появится одна. Правда здесь больше вопросов, чем ответов, учитывая экономический потенциал КНР. ЕАЭС также может трансформироваться из экономической структуры в некий политический аналог. По крайней мере заявления о создании наднациональных органов в его рамках звучат регулярно. Правда смысла большого в этом нет. Поскольку в СНГ таких организаций достаточно. Зачем дублировать? Но главное, для политической надстройки нужен экономический фундамент. При всём уважении к ЕАЭС, в организации есть над чем работать. Удивительно, что даже хозяйственные споры между странами в ЕАЭС трудно решаются. Речь конечно же идет о России и Белоруссии. Но все-таки, уместно будет привести опыт Евросоюза, который показывает, что экономическая интеграция, общий рынок, дают мощный импульс развитию экономики стран. Поэтому ЕАЭС оптимально совершенствовать, но как экономическую организацию.
Беседовал: Кавказ Омаров
 
 
https://yenicag.ru/situaciya-v-centralnoy-azii-i-veroyatn/312459/

Комментарии (0)

Оставить комментарий